01 июня 2015 г. Конституционный суд РФ признал неконституционным пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому налоговая база по НДС увеличивается на суммы страховой выплаты, полученной по договорам страхования риска неисполнения покупателем обязательства по оплате товаров (работ, услуг).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ.
В соответствии с положением пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.
На практике налоговые органы, а в ряде случае и суды, исходили из того, что налогоплательщик должен увеличивать налоговую базу по НДС на сумму полученной им страховой выплаты по договорам страхования риска неисполнения обязательств по оплате покупателем товаров (работ, услуг).
Однако Конституционный суд РФ в Постановлении от 01.07.2015 № 19-П указал, что взимание налога со страховой выплаты, полученной налогоплательщиком - поставщиком товаров по договору страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем в связи с нарушением покупателем обязательства по оплате товаров, при том что им уже включена в налоговую базу стоимость реализованных товаров, не имеет под собой экономического основания, а также сложившийся подход применения пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ фактически приводит к повторному налогообложению одной и той же операции по реализации товаров, и нарушает принцип равенства, так как заставляет лиц, застраховавших риск неисполнения покупателем своей обязанности, повторно уплачивать в бюджет сумму НДС.
Исходя из вышеперечисленного, суд указал, что рассматриваемое положение пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ не соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, оно позволяет требовать от налогоплательщика - поставщика товаров (работ, услуг), заключившего договор страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем, включения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость помимо стоимости реализованных товаров (работ, услуг) суммы страховой выплаты, полученной им в связи с нарушением покупателем обязательства по оплате товаров (работ, услуг), если такой налогоплательщик исчислил (уплатил) налог с операции по реализации данных товаров (работ, услуг) в момент их отгрузки.
Также Конституционный суд указал внести в налоговое законодательство изменения, исключающие возможность двойного налогообложения в случае использования налогоплательщиком - поставщиком товаров (работ, услуг) для защиты своих имущественных интересов договора страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем.
Данная правовая позиция означает, что спорная ситуация относительно применения ст. 162 НК РФ решена в пользу налогоплательщика, и теперь налогоплательщик-продавец, уплативший НДС при отгрузке товаров (работ, услуг), не должен включать в налоговую базу по НДС суммы страховых выплат, полученных в связи с неоплатой товаров (работ, услуг) покупателем в части, не превышающей стоимости этих товаров (работ, услуг).
Следует отметить, что если ранее продавец платил НДС со стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) и с сумм выплат, полученных от страховой компании в связи с неоплатой товаров (работ, услуг) покупателем, то есть возможность пересмотра налоговых обязательств такого налогоплательщика и возврат излишне уплаченного НДС.