БАНК РОССИИ
ИНФОРМАЦИЯ БАНКА РОССИИ от 08.10.2026
Банк России сообщил о появлении первой саморегулируемой организации на рынке цифровых прав.
Первой саморегулируемой организацией (СРО) операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, стала НАУФОР. Регулятор внес соответствующую информацию в единый реестр СРО в сфере финансового рынка.
Теперь у операторов информационных систем, включенных в реестр Банка России, появляется установленная законом обязанность вступить в соответствующее СРО в 180-дневный срок. При этом для операторов информационных систем, допускаемых на рынок после 01.09.2026, этот срок составит 90 дней с момента их включения в реестр.
ИНФОРМАЦИЯ БАНКА РОССИИ от 06.10.2026
Банк России допустил к работе на финансовом рынке первые цифровые депозитарии и криптообменники.
Участники получили допуск на финансовый рынок на основании переходных положений закона «О цифровых валютах и цифровых правах», вступившего в силу с 01.09.2026.
С даты включения в реестры такие организации должны соблюдать правила совершения и учета сделок и операций с цифровыми валютами и цифровыми правами, а до 01.09.2027 привести свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства о цифровых валютах и цифровых правах.
Цифровые депозитарии могут оказывать услуги по учету и переходу цифровых валют и цифровых прав, предоставлять клиентам доступ к адресам-идентификаторам, на которых учитываются такие активы. Криптообменники могут покупать и продавать цифровые валюты от своего имени и за свой счет вне организованных торгов.
ИНФОРМАЦИЯ БАНКА РОССИИ от 01.10.2026
Опубликованы результаты мониторинга максимальных процентных ставок кредитных организаций.
В сентябре 2026 года максимальные процентные ставки по вкладам в российских рублях десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц, составили:
- I декада сентября – 12,95%;
- II декада сентября – 13,01%;
- III декада сентября – 13,06%.
Средние максимальные процентные ставки по вкладам составили:
- на срок до 90 дней – 12,55%;
- на срок от 91 до 180 дней – 12,84%;
- на срок от 181 дня до 1 года – 12,70%;
- на срок свыше 1 года – 11,69%.
НАЛОГИ И СБОРЫ
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
ИНФОРМАЦИЯ ФНС РОССИИ от 07.10.2026
ФНС России сообщила об утверждении обновленной формы декларации по налогу на прибыль организаций.
С 2027 года применяется обновленная форма декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденная приказом ФНС России от 27.08.2026 № ЕД-1-3/628@.
Одно из основных изменений связано с новым порядком представления декларации компаниями, имеющими обособленные подразделения. С 01.01.2027 для них отменяется обязанность представлять декларацию по месту нахождения каждого обособленного подразделения. В связи с этим скорректированы отдельные показатели формы и порядок их заполнения. В частности, изменения затронули подразделы 1.1 и 1.2 раздела 1 и приложение № 5 к листу 02. Уточнен порядок отражения в них сумм налога и авансовых платежей по организации и ее обособленным подразделениям, в том числе закрытым.
Кроме того, уточнен порядок отражения показателей организациями – участниками международных групп компаний. Для них предусмотрено обособленное отражение налоговой базы и исчисленной суммы налога с учетом особенностей, установленных НК РФ. В частности, лист 02 включается в состав декларации в одном экземпляре, в реквизите «Номер документа» указывается обозначение «МГК». Показатели строк 150 и 160 листа 02 заполняются исходя из налоговых ставок, установленных п. 1.20 ст. 284 НК РФ.
Изменения также внесены в лист 05.1 «Операции с цифровой валютой». В нем предусмотрены дополнительные показатели для отражения таких операций, в том числе полученной безвозмездно валютой, а также доходов и расходов в виде части прибыли или убытка от участия в инвестиционном товариществе.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
ИНФОРМАЦИЯ ФНС РОССИИ от 06.10.2026
ФНС России разъяснила особенности налогообложения автомобилей с электрическими двигателями.
ФНС России напоминает, что исчисление транспортного налога проводится налоговыми органами на основании данных о характеристиках транспортных средств (включая тип двигателя), получаемых от органов, их регистрирующих (ГИБДД МВД России, органы гостехнадзора и т.п.).
Льготы по налогу на электрические транспортные средства НК РФ не предусмотрены и могут вводиться на региональном уровне. Налоговые льготы на электрические транспортные средства за 2025 год применены исходя из условий, предусмотренных законами субъектов РФ по месту нахождения транспортных средств.
ФНС России обращает внимание на то, что не во всех регионах льгота влечет полное освобождение от уплаты налога. В ряде субъектов РФ льгота:
- предоставляется только для автомашин с определенной мощностью в кВт, переведенной в лошадиные силы (например, до 150 л. с.);
- не предоставляется для автомашин, включенных в перечень Минпромторга России средней стоимостью от 10 млн руб.
В ряде регионов (например, Белгородской области) от налога освобождены лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями. То есть на «автогибриды» с электрическим двигателем и двигателем внутреннего сгорания льгота не распространяется.
В Москве и ряде других регионов действуют ограничения предоставления льготы по налогу только на одно транспортное средство. Так, согласно закону города Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге», при наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям – например, как ветерану боевых действий, многодетному родителю и как владельцу электрической автомашины – льгота предоставляется только по одному из них по выбору налогоплательщика.
Кроме того, в налоговом уведомлении могут быть иные (помимо льготируемых электрических автомобилей) транспортные средства, по которым начислен налог владельцу за 2025 год.
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ
С 01.02.2027 единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов может составить 3 311 000 рублей.
Согласно параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2027 год и плановый период 2028 и 2029 годов среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в 2027 году составит 119 969 рублей.
Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в 2027 году с учетом применения коэффициента в размере 2,3 составит: 119 969 х 12 х 2,3 = 3 311 144,4 рубля, с учетом округления, – 3 311 000 рублей.
ПРОЧЕЕ
ИНФОРМАЦИЯ ФНС РОССИИ от 02.10.2026
Правительство России предусмотрело меры поддержки предпринимателей «Озон», пострадавших от атак БПЛА.
Меры поддержки распространяются на лиц, имеющих действующий договор о реализации товаров на сайте ozon.ru с ООО «Интернет Решения» и соответствующих одному из следующих условий:
- расчетная сумма полученного ими ущерба начиная с августа 2026 года в результате атак на объекты группы OZON превышает 5% от учитываемых при налогообложении доходов от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационных доходов за 2025 год. При этом если продавец получил ущерб как в результате атак на объекты группы «Озон», так и в результате атак на объекты группы РВБ, то ущерб суммируется;
- они зарегистрированы в ЕГРЮЛ или ЕГРИП с 01.12.2025 и понесли ущерб начиная с августа 2026 года в результате атак с применением БПЛА на объекты группы «Озон». В этом случае соотношение суммы ущерба к выручке не имеет значения.
Для таких предпринимателей:
- На 12 месяцев продлеваются сроки уплаты, наступающие в августе 2026 года – июле 2027 года, по НДС (за исключением уплачиваемого в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации товаров), налога на прибыль организаций, налога при УСН, налога по АУСН, НПД, НДФЛ, уплачиваемого ИП от занятия предпринимательской деятельностью (кроме налога, уплачиваемого налоговым агентом), страховых взносов, авансовых платежей по вышеуказанным налогам.
- По истечении 12 месяцев указанные налоги (кроме АУСН и НПД) и страховые взносы можно будет погасить равными частями в размере 1/12 от подлежащей уплате суммы ежемесячно. Делать это необходимо не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступает продленный срок уплаты соответствующих налогов и страховых взносов.
- По 31.12.2026 включительно приостанавливаются:
- вынесение решений, проведение и сроки выездных (повторных выездных) налоговых проверок;
- вынесение решений, проведение и сроки выездных (повторных выездных) проверок правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- одновременно продлевается срок для назначения выездной налоговой проверки за 2023 год – до 30.04.2027.
- На шесть месяцев со дня официального опубликования постановления (но не ранее получения ФНС России перечня пострадавших лиц) продлеваются предельные сроки направления требований об уплате задолженности и вынесение решений о взыскании задолженности.
Решения о предоставлении отсрочки, рассрочки по налогам и страховым взносам налоговыми органами и уполномоченными органами страховщика не выносятся. Проценты при предоставлении мер поддержки не начисляются.
ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 29.09.2026 № ЕА-36-15/8583@
ФНС России направила разъяснения по вопросу заполнения декларации по косвенным налогам по документу о предстоящей поставке товаров (ДОПП) со статусом «Обеспечен» или отсутствием ДОПП.
В налоговой декларации по косвенным налогам отражается ДОПП, товар по которому принят к учету, и статус, по которому: «Обеспечен», «Пройдена проверка КО», «На проверке КНП».
ФНС России обращает внимание, что статус «Пройдена проверка КО» присваивается документу только при предъявлении визуализированной ссылки ФТС России. Статус «На проверке КНП» присваивается документу, отраженному в декларации, по которой проводится камеральная налоговая проверка. При завершении камеральной налоговой проверки и отсутствии нарушений по отраженным ДОПП статус по таким ДОПП меняется на «Погашен», при этом, если сумма по такому документу заявлена частично, статус «На проверке КНП» изменится на «Погашен» только после отражения оставшейся суммы обеспечительного платежа в ДОПП.
Учитывая изложенное, при формировании декларации налогоплательщик в строке 030 раздела 1 (строке 030 раздела 3) отражает сумму налога в рублях, исчисленную к уплате в бюджет в отношении импортированных товаров, в том числе по товарам, по которым внесен обеспечительный платеж. При этом в разделе 4 заполняются:
- по строке 010 отражается КБК, указанный по строке 020 раздела 1 декларации или по строке 020 раздела 3 декларации;
- по строке 020 указывается номер ДОПП;
- по строке 030 указывается сумма акциза или налога в отношении КБК, указанного по строке 010 раздела 4 декларации.
Сумма НДС (акциза), отраженная в разделе 4 декларации, соответствует сумме обеспечительного платежа в части исполнения обязанности по уплате НДС, указанной в строке 060 раздела 1 декларации (сумме обеспечительного платежа в части исполнения обязанности по уплате акциза по строке 031 раздела 3 декларации).
В случаях, когда импортером по какой-либо причине не оформлялся ДОПП (либо ДОПП формировался, но имеет статус «Зарегистрирован» – не получена визуализированная ссылка) и товар ввезен на территорию Российской Федерации и принят к учету, налогоплательщик, формируя декларацию по строке 031 раздела 1 декларации, указывает сумму налога, исчисленную к уплате в бюджет в отношении приобретенных товаров (по строке 030 раздела 3 декларации – сумма акциза).
Скачать обзор | PDF